Институт Эколого-Религиозных Студий

Процесс становления Института в течение 12 лет (с 2001 по 2012 годы) прошел через ряд важных этапов. В результате реализации ССЕЕ (Совет епископских конференции Европы) уникального проекта (1999-2004 гг), целью которого было исследование вопроса «экологического призвание» христиан, Римско-католическая конференция епископов Украины в 2000 году создала Комиссию по экологии и мигрантов, а при Мукачевской греко-католической епархии (имеющий статус sui juris) была в 2004 году создана Комиссия по экологии. Для организации работы вышеупомянутых комиссий и улучшения связей с научными и общественными организациями, властью, природоохранными органами в том же 2004 году нами был создан Благотворительный фонд «Церковь и окружающая среда». В течение последних 12 лет длился тяжелый, но непрерывный процесс становления Комиссий по экологии при церквях Украины, привлекались лучшие эксперты, выкристаллизовывались направления работы, определялись задачи, были заложены основы формирования экологической библиотеки и видеотеки, проведена значительная количество конференций и международных форумов, выдано соответствующую литературу. Поскольку большинство волонтеров, способствовали развитию работы экологических комиссий при Церкви в Украине, были работниками Ужгородского национального университета (УжНУ), то логично именно при этом университете, для лучшей координации действий, с помощью LMU (Университет Людовика Максимилиана, Мюнхен) и поддержки DBU (Немецкий федеральный фонд по сохранению окружающей среды) был создан Эколого-информационный центр (2009-2012 г.), www.church-nature.ucoz.ru. Общественные запросы на работу Информационного центра и итоговый резонанс результатов его деятельности привели к удачному преобразования Центра в Институт эколого-религиозных студий при УжНУ при поддержке Реновабис.

Среди задач Института значится эффективное использование интеллектуального потенциала, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов Ужгородского национального университета для содействия повышению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров в решении актуальных экологических, эколого-образовательных и эколого-воспитательных проблем, как в Украине, так и на постсоветском пространстве. На Институт возлагаются также задачи по выполнению комплексных исследований проблем экологических взглядов различных религиозных традиций, проведение исследования взаимосвязи образования, экологии, религии, культуры и экологического воспитания молодежи и взрослых, влияние содержания, форм, методов обучения и воспитания на развитие и формирование экологического сознания человека в общекультурном контексте — как интеграцию личности с экологической, профессиональной и духовной культурой.

Среди главных направлений деятельности Института можно выделить следующие:

— Развитие приоритетных научных направлений на грани экологии и религии;

— Изучение межконфессионального диалога в вопросах сохранения окружающей среды;

— Исследование проблематики значения и влияния религии в решении глобальных экологических вызовов 21 века;

— Выявление путей и возможностей экологического воспитания, обучения и просвещения в различных социальных институтах (дошкольные учреждения, школы, ВУЗы, Церковь, общественные объединения);

— Подготовка кадров, в том числе и высшей квалификации, в области экологического богословия;

— Исследование, систематизация, распространение и использование в обучении екотеологичних идей христианских и других духовных мыслителей;

— Выявление в священных религиозных текстах разных религиозных традиций идей охраны природы и охраны окружающей среды;

— Подготовка и публикация совместных научных работ — статей, монографий, учебников, пособий, специализированных молитвенников, программ учебных дисциплин (в печатном и электронном виде);

— Проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров, школ и других научных форумов по тематике Института;

— Внедрение практических результатов совместных научных и научно-образовательных проектов в общественную практику и учебный процесс.

В задачи Института входит также поддержка и развитие научных и деловых связей с научными, научно-образовательными учреждениями и общественными организациями, как Украины, так и зарубежных стран.

 Среди основных достижений команды Института является удачная координация и поддержка работы Комиссии по экологии и мигрантов Римско-Католической Церкви в Украине и Комиссии по экологии Мукачевской греко-католической епархии. Благодаря нашим усилиям начал свою работу Комитет по экологии Мукачевской Православной епархии. Специалисты Института предоставляют профессиональные консультации по созданию соответствующих экологических подразделений при Духовном управлении мусульман Украины; Закарпатской Реформатской церкви; Главном раввинате Прогрессивного иудаизма Киева и Украины и при других конфессиональных направлениях в Украине и России.

Старт работы Института эколого-религиозных студий в Ужгороде обусловлен в значительной степени требованиями времени, поскольку, согласно данным Института Мировых исследований (World watch Institute), «изменение курса», то есть изменение политики мирового сообщества в направлении устойчивого развития, может только тогда иметь успех, когда религии пересмотрят и оправдают свою роль и ответственность в своих стремлениях.

Пять основных ценностей по Гарднером (Gardner, 2010), могут быть созданы религиозными институтами для достойного вклада к устойчивому развитию:

  1. Способность сформулировать новые космологии.
  2. Моральный авторитет.
  3. Большой круг сторонников.
  4. Значительные материальные ресурсы.
  5. Способность к построению сообщества.

Проф. Маркус Фогт (Vogt, 2012) дополнил перечень ценностей Гарднера с позиций католической и светской точек зрения:

  1. Христианская Церковь есть самым глобальным игроком (global prayer) на Земле, она управляет влиятельным мировым институтом и структурой, таким образом, она имеет особую обязанность и возможность бороться за глобализацию солидарности.
  2. Христианская антропология не измеряет ценность человека потребленными или произведенными продуктами. Следовательно, она может направить людей на скромное, справедливое и ответственное обращение с этими продуктами. В азиатских религиозных традициях аскетизм еще более сильный, чем в христианской традиции.
  3. Вера в Творение имеет целью не только обращение с призывом к нравственности, но и содействие средствам информации, которые стремятся создавать и доносить понятия моральных ценностей, а также воспринимают экологическую ответственность как неотъемлемую часть самоуважения человека. Нам необходимо не просто призыв к нравственности, а новая космология.
  4. Отличительный признак христианской точки зрения в вопросах экологии — это ее корни в культурной и социальном контекстах. Защита окружающей среды и защита человека составляют единство в христианской этике.

Деятельность Института эколого-религиозных студий, в первую очередь, распространяется на территорию стран Восточной Европы, поскольку здесь после распада Советского Союза заметное значительное увеличение числа верующих людей и соответственно растет влияние Церкви. В отличие от Западной Европы, где Церковь постепенно теряет позиции, в странах Восточной Европы уровень религиозности растет и на сегодня Церковь имеет один из самых высоких уровней доверия в обществе. Церковь понемногу оправляется от наследия тоталитарного режима, восстанавливает инфраструктуру, а самое важное — возрождает богословские школы и развивает школу экологического богословия. Поэтому работа института, в значительной степени, призвана помочь обществу на пути перехода к устойчивому развитию, привлекая мощный и влиятельный институт в Украине и Восточной Европе.

Необходимо отметить важный вклад в становление и развитие Института эколого-религиозных студий профессора Маркуса Фогта (ЛГУ, Мюнхен), который вместе со своей командой, в течение всего этого периода оказывал практическую помощь в работе комиссий по экологии при церквах Украины. Заметим также, что вся эта помощь основана на волонтерских началах и заслуживает нашей глубокой благодарности.

 Александр Бокотей, соучредитель и исполнительный директор Института эколого-религиозных студий, Украина. 

 

О нас пишут:  http://www.halo.hu/kezdolap/25/743-magyar-szorvany-napja